Основная общеобразовательная программа-образовательная программа МБДОУ Детского сада №22
Описание образовательной программы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад
№ 22 (МБДОУ Детский сад №22), реализует основную общеобразовательную
программу-образовательную программу дошкольного образования (далее ООП ДО) в
группах общеразвивающей направленности.
Программа реализуется на государственном языке Российской федерации.
ООП ДО МБДОУ Детский сад №22 разработана в соответствии с федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден
приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в
Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа
Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте
России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264) (далее ФГОС ДО) и федеральной образовательной программой
дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября
2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г.,
регистрационный № 71847), (далее ФОП ДО), особенностями образовательного учреждения,
региона и муниципалитета, образовательных потребностей обучающихся и запросов
родителей (законных представителей).
Программа направлена на создание условий развития ребёнка с 1 до 7 лет,
открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного
развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества
со взрослыми и сверстниками и соответствующими возрасту видами деятельности
(игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой
активности, обеспечивающей художественно – эстетическое развитие ребёнка); на создание развивающей образовательной среды,
которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации
детей.
Цель Программы:
· разностороннее развитие ребенка
в период
дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе
духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных
традиций.
Задачи Программы:
·
обеспечить единое содержание ДО и планируемых результатов освоения
образовательной программы ДО;
·
приобщить детей к базовым ценностям российского народа —
жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм,
гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный
труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие,
справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая
память и преемственность поколений, единство народов России, создание условий для
формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления
опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей;
·
структурировать содержание образовательной деятельности на основе
учета возрастных и индивидуальных особенностей развития;
·
создать условия для равного доступа к образованию для всех детей
дошкольного возраста с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных
возможностей;
·
обеспечить охрану и укрепление физического и психического
здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
·
обеспечить развитие физических, личностных, нравственных качеств и основ
патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих
способностей ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности;
·
обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение
компетентности родителей в вопросах воспитания, обучения и развития,
охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности;
· обеспечить достижение детьми на этапе
завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного
освоения ими образовательных программ начального общего образования.
Программа включает четыре раздела:
·
целевой,
·
содержательный,
·
организационный.
·
дополнительный.
В каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая
участниками образовательных отношений.
В соответствии
с требованиями
ФГОС ДО и ФОП ДО Программа состоит из обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений. Обе эти части Программы
являются взаимодополняющими.
Обязательная часть Программы разработана в соответствии
с ФГОС
ДО и ФОП ДО - Ссылка на ФОП ДО, утвержденной приказом
Минпросвещения от 25.11.2022 №1028
В части Программы, формируемой
участниками образовательных отношений представлены
следующие парциальные программы:
Социально – коммуникативное развитие:
·
Л. Л. Тимофеева «Формирование культуры
безопасности у детей от 3 до 8 лет».
Художественно-эстетическое
развитие:
·
И. А. Лыкова «ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ» Парциальная
программа художественно-эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной
деятельности.
В программе отражены особенности взаимодействия педагогического
коллектива с семьями обучающихся. Главными целями взаимодействия
педагогического коллектива ДОО с семьями обучающихся дошкольного возраста
являются:
·
психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности
родителей в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей
младенческого, раннего и дошкольного возраста;
·
единство подходов к воспитанию и обучению
детей в условиях ДОО и семьи;
·
повышение воспитательного потенциала семьи.
Построение взаимодействия с
родителями (законными представителями) должно придерживаться следующих
принципов:
1) приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии ребёнка;
2) открытость: для родителей (законных представителей);
3)взаимное доверие, уважение и доброжелательность во взаимоотношениях
педагогов и родителей (законных представителей);
4) индивидуально-дифференцированный подход к каждой семье;
5) возрастосообразность.
Благодаря
разностороннему взаимодействию ДОО с родителями своих воспитанников
повышается качество образовательного процесса и происходит сближение всех
участников образовательного процесса, развивается творческий потенциал детей и нереализованный
потенциал взрослых.
Важный момент в формировании
традиций в учреждении — совместное проведение народных праздников,
посиделок в гостиной. Ежегодно проводятся мероприятия, в которых родители принимают
активное участие.
Режим работы ДОУ: 10,5
–часов пребывание воспитанников при 5-дневной рабочей неделе.
Работа по реализации
Программы проводится в течение года и делится на два
периода:
·
первый период (с 1 сентября по 31 мая);
· второй период (с 1 июня
по 31 августа).
Организация жизни
детей опирается на определенный суточный режим, который представляет
собой рациональное чередование отрезков сна и бодрствования в соответствии
с физиологическими
обоснованиями. При организации режима учитываются рекомендации СанПиН и СП,
видовая принадлежность детского сада, сезонные особенности, а также
региональные рекомендации специалистов в области охраны и укрепления
здоровья детей.
Режим дня составлен
для каждой возрастной группы на холодный и теплый
периоды, учтены функциональные возможности детей, а также ведущий вид деятельности —
игра. Кроме того, учитывается потребность родителей в гибком режиме пребывания детей в ДОО,
особенно в период адаптации.
Воспитание детей отражено в рабочей программе воспитания, которая
является компонентом основной образовательной программы дошкольного образования
МБДОУ Детского сада №22 и призвана помочь всем участникам образовательных
отношений реализовать воспитательный потенциал совместной деятельности.